deddon (deddon) wrote,
deddon
deddon

Category:

Посткоммунистическое двоемыслие.

Всё больше утверждаюсь в мыслях о нездоровом (болезненном) состоянии умов российского общества, выражающемся в двоемыслии.
Как может здоровый человек  совместить любовь к царям и к большевитским вождям, веру в Христа и в коммунистическую идею. Налицо болезненное двоемыслие. Причём по данным социологических исследований такое состояние наблюдается как в низших, так и высших слоях общества. А, главное, и, как по мне, убийственное, что этим страдает и интеллигенция, в частности, научная среда.
Читаю статью Дмитрия
Сергеевича Лихачёва (1906-1999) — советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа, академика РАН (АН СССР до 1991 года), председателя правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986-1993) «Патриотизм против национализма». И что я вижу? Два противоположных взгляда автора на национализм.
В первой части автор, описывая национализм, истекает мёдом.

Отрицать наличие национального характера, национальной индивидуальности — значит делать мир народов очень скучным и серым. В самом деле, представьте себе, что вы путешествуете в вагоне и видите из окна один и тот же пейзаж. Скучно! Пропадает интерес к путешествию, и исчезает любовь к стране, по которой вы проезжаете. Ребенок не полюбит куклу, если он будет знать, что все куклы совершенно одинаковы и их множество. Надо в своей кукле найти индивидуальные особенности, отличающие ее от других кукол, и надо назвать ее своим именем. Имя как признак индивидуальности, неповторимости играет огромную роль в привязанности к чему бы то ни было и к кому бы то ни было. Если нет индивидуальных особенностей, отличающих одну местность от другой, одно село от другого, один город от другого и ваш собственный дом от соседних, — вся страна превращается в пустыню, скучную, неинтересную, а люди в ней — в людей, лишенных любви к родным местам.
Именно индивидуальные особенности народов связывают их друг с другом, заставляют нас любить народ, к которому мы даже не принадлежим, но с которым столкнула нас судьба. Следовательно, выявление национальных особенностей характера, знание их, размышления над историческими обстоятельствами, способствовавшими их созданию, помогают нам понять другие народы. Размышление над этими национальными особенностями имеет общественное значение. Оно очень важно. Со времени, когда и жил и работал Достоевский, утекло немало воды — не той воды, что живит и растит, а той «мертвой воды», которая часто являет собой форму пустословия и не дает дышать мысли. Однако эта мертвая вода пустословия не коснулась многих мыслей Достоевского. Они остались в высшей степени современны.

Вот, например, что писал Достоевский в статье «Два лагеря теоретиков (по поводу «Дня» и кой-чего другого)»: «Говоря, впрочем, о национальности, мы не разумеем под нею ту национальную исключительность, которая весьма часто противоречит интересам всего человечества. Нет, мы разумеем тут истинную национальность, которая всегда действует в интересе всех народов. Судьба распределила между ними задачи: развить ту или другую сторону общего человека... только то гда человечество и совершит полный цикл своего развития, когда каждый народ, применительно к условиям своего матерьяльного состояния, исполнит свою задачу. Резких различий в народных задачах нет, потому что в основе каждой народности лежит один общий человеческий идеал, только оттененный местными красками. Потому между народами никогда не может быть антагонизма, если бы каждый из них понимал истинные свои интересы. В том-то и беда, что такое понимание чрезвычайно редко и народы ищут своей славы только в пустом первенстве пред своими соседями.

Разные народы, разрабатывающие общечеловеческие задачи, можно сравнить со специалистами науки; каждый из них специально занимается своим предметом, к которому, предпочтительно пред другими, чувствует особенную охоту. Но ведь все они имеют в виду одну общую науку. И отчего наука всего более идет в широту и глубь, как не от специализации ее предметов и частной разработки их отдельными личностями?» Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей. В каждом человеке существует общая настроенность на ненависть или на любовь, на отъединение себя от других или на признание чужого — не всякого чужого, конечно, а лучшего в чужом, — неотделимая от умения заметить это лучшее. Поэтому ненависть к другим народам (шовинизм) рано или поздно переходит и на часть своего народа — хотя бы на тех, кто не признает национализма.

Если доминирует в человеке общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной. Поэтому в высших, осознанных своих проявлениях национальность всегда миролюбива, активно миролюбива, а не просто безразлична к другим национальностям. Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру.

А во второй части национализм описывается как страшный враг человечества и ,о ужас, враг патриотизму, который обладает всеми теми медовыми качествами, которыми в первой части был наделён национализм.

Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Культура должна быть открытой.

Несмотря на все уроки XX века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро. Патриотизм — это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели. Национализм же — это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов.

Национализм порождает неуверенность в самом себе, слабость, и сам, в свою очередь, порожден этим же.


Такой же разворот совершает тезис о миролюбии русских. В первой части приводятся многочисленные примеры мирного сожительства русских с соседними народами. Как пример указаны мери, веси, ижоры и т. д.  Правда автор не отвечает на вопрос, куда подевались эти соседи миролюбивых русских. Так мог говорить волк о своём миролюбии к сЪеденным козлятам. Но русский посткоммунистический ум в такие тонкости не вникает. Ведь было время – жили рядом.

Русские хоть и не всегда, но по большей части жили в мире с соседними народами. Мы можем отметить это уже для древнейших веков существования Руси. Мирное соседство русских и карельских деревень на севере в течение тысячелетия — факт очень показательный. Соседство с русскими мери, веси, ижоры и т. д. не было окрашено кровопролитиями…

Но уже во второй части говорится, что русский характер не есть характер пацифиста.

Авторы письма возражают мне по поводу «пацифизма русского характера». Но, во-первых, я вовсе не утверждаю, что русский характер — это характер пацифиста.

Двоемыслие – тяжёлое заболевание. И тому народу, у которого эта болезнь носила взрывной характер, ещё повезло. Он пережил тяжелейший кризис и вернулся к нормальной жизни. В России болезнь приняла затяжной вялотекущий характер, и вряд ли излечима.
Что чревато большими неприятностяни и для соседей.
Tags: Лихачёв, Россия, деградация
Subscribe

  • Гоголь бессмертен.

    Что-то последнее время смотрю я на вершителей судеб людских, что в России, что на постсоветском пространстве, что на Западе, да и на Востоке, и…

  • Новые требования чекистской хунты.

    Депутат Государственной Думы Коломойцев предупредил украинскую власть, что следующий обмен пленными может состояться только в случае включения…

  • Какие следователи, такие и эксперты.

    В программе Шустера, посвящённой якобы раскрытию убийства Павла Шеремета, эксперт объяснял «очевидное»: что походка, стиль движения…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments