deddon (deddon) wrote,
deddon
deddon

Category:

Куда делась великая русская культура?

В продолжемие статей «Вырождение»
«Новаяисторическаяобщность людей»
«Достаточно будет уехать 300
интеллектуалам, и Франция
превратится в страну идиотов».
Блез Паскаль
Про то, что русская культура суть культура мирового уровня, великая и т. д. и т. п., все мы слышали очень и очень много раз. И также много раз слышали заявления в духе: мол, много лет (а то и всю жизнь) живу в России — или живу рядом с русскими, или даже сам русский, — а вот культуры, тем паче великой, никак не вижу. Всё больше какое-то свинство, которое не то, что европейской стране, а даже и развитому африканскому государству не пристало. Из чего часто делается вывод: а не было её, никакой великой русской культуры.

Мираж. Фантом-с!
И никогда её не было, просто нам врали. Не было великой страны. Не было великого народа. Не было великой культуры. Россия — это территория, на которой вечно господствовал блатной шансон, мат, пьянство… Ещё что? Кажется, всё.
Но тут возникает проблема. Ведь всякие там Толстой с Достоевским — вот они! И Петербург, которым восхищаются даже, ну, например, флорентийцы — тоже в наличие. Так что, выходит, культура-то какая-то есть.
А откуда тогда всё вышеперечисленное? Может, всё-таки, показалось? И точно ли это всё имеет отношение к русским?
Забавно, но на вопрос, в какой это всё находится связи,
нам помогут разобраться британцы.

Умножение на ноль
В списке стран, поставляющих миру очень и очень безпокойных и свиноподобных туристов, есть много всякого. Есть там, конечно, и РФ («Тагил!»), Украина, кстати, тоже славилась. Но нельзя не отметить того факта, что довольно скверной репутацией обладают англичане. Не те, которые в собственных виллах на Лазурном побережье, а те, которые попроще. Так сказать, пролы. Работников туристической индустрии в той же Турции эти пролы выбешивают подчас не хуже, а лучше российских коллег.
Пьяное быдло? Пьяное быдло. И где же великая английская культура? А английская культура — она где надо. У того, кому положено.

Среди современных развитых государств Великобритания интересна тем, что она сохранила в общем и целом нетронутой и старую аристократию, и жёсткую социальную стратификацию. То есть, понятное дело, с внешней стороны все углы сглажены, всё эгалитарно-толерантно, но деление сохраняется. И это, безусловно, сближает Британию и Россию — ту Россию, которая была до 1917 года.
А это, заметьте, XXI век. Всеобщее образование, прокаченная социалка, гуманизм, все дела. Сто лет назад персонажи, сидящие на тех же социальных жердочках, выглядели бы ещё более мрачно. В общем, выглядели бы так же, как и многие герои бунинской «Деревни». Но всё это, однако, не отменяло того факта, что английская культура сто лет назад переживала свой расцвет. Просто генерировалась она в иных слоях общества. И сегодня сохраняется, развивается и транслируется иными слоями. А те светлые лица, которые окончание каждой рабочей недели отмечают плаванием в собственной пьяной блевотине, в самом лучшем случае, способны лишь воспринять какие-то крупицы того культурного богатства, которое просачивается в их среду сверху.
Но если взять картину в целом, то мы видим Соединенное королевство — с его великой историей, утончённой культурой и т. д. А теперь представим, что будет, если у этого самого королевства взять и срезать всё, что возвышается над вышеупомянутыми пролами. Взять и расстрелять королевскую семью, вырезать большую часть аристократии (остальные разбегутся), загнать в концлагеря духовенство, фермеров и мелких бизнесменов. И, конечно же, поставить во главе страны пакистанского эмигранта, говорящего с акцентом по-английски, но в перерывах между массовыми расстрелами сочиняющего работы по языкознанию. Что тогда?
А тогда единственными носителями английской идентичности у нас останутся те самые пролы. И вот тут-то человечество узнает, что великая английская культура состоит в том, чтобы напиться вдрызг, бить друг другу морды, блевать и мочиться на улице, и т. д. и т. п. Кто был ничем, становится всем. То есть нация умножается на ноль.
Так будет, даже если вышеописанное сделать сегодня, несмотря на весь научно-технический и прочий прогресс. Сто лет назад всё было намного хуже. Да, именно это и произошло и с исторической Россией, и с её культурой. Но это только начало.

Золотая бумага
Физическое истребление национальной русской элиты — начиная с августейшей семьи и заканчивая зажиточными крестьянами — для русской культуры имело примерно те же самые последствия, какие имело варварское завоевание Западной Римской империи в V веке для культуры римской. Понятно, что в V веке наступила дикость, тёмные века и т. д. Но сравнительно скоро, наряду с откровенными дикарями, начинают появляться варвары, способные понять некую ценность тех или иных достижений Рима. И даже, в той или иной мере, подпадают под его обаяние. Они пытаются что-то копировать и воспроизводить, пытаются быть римлянами… Но остаются всё-таки варварами — и в смысле эрудиции, и в смысле вкусов. И потому-то их первые попытки «косплеить» Рим выглядят то ли смешно, то ли уродливо. И очень скоро им самим надоедают.
Советский человек — это варвар, обитающий на пепелище Третьего Рима и создающий на его развалинах свои варварские королевства. И, конечно же, в какой-то момент среди советских лангобардов должны были появиться люди, которым захочется пожить «по-римски».

Они и появились.
В большинстве случаев это выглядит так же, как и полторы тысячи лет назад. Как именно выглядит, было прекрасно описано ещё Александром Сергеевичем Пушкиным в его «Капитанской дочке»: «Я вошёл в избу, или во дворец, как называли её мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — всё было, как в обыкновенной избе». Вот с этой-то избой, оклеенной золотою бумагою, ныне приходится сталкиваться едва ли не всякий раз, когда речь заходит о «высокой культуре», «высшем свете» и, конечно же, о «господах» и «светских дамах». И проблема тут не только и не столько в Путине, проблема в современном российском (а точнее, неосоветском) обществе в целом.

Вот свежий пример с вильнюсского форума российской оппозиции, где одной из звёзд стала скандальная «Божена Рынска». Да, звездой она стала во многом благодаря путинским СМИ, но на форуме-то она была. Её присутствие там воспринималось как норма. С ней говорили о чём-то. Что-то обсуждали. Почему? Ну, как же, она «светская львица», «известна в свете». А раз так, то проканает и за оппозиционного политика.
И смех, и грех заключается в том, что даже и альтернативные Путину и путинским российские деятели действительно ТАК думают. Думают, что «светское общество» — это место, где собираются просто люди с большими деньгами. Что «светская львица» — это наглая матерящаяся баба, отличающаяся от продавщицы в сельмаге «брюллиантами» и мехами. И что всё вместе это — «элита».
В общем, изба! Всё та же изба, оклеенная «золотою бумагою». С пирующими в недрах её варварами.
Димитрий Саввин
http://petrimazepa.com/sharikovreturns.html
Tags: антропология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments